В столице уже несколько лет работает центр образования №109. В неофициальной среде его называют «Школой Ямбурга» — в честь директора, заслуженного преподавателя и доктора педагогических наук. Издание «Российская газета» поговорила с главой учреждения и узнала, как он организовал работу с детьми.
Е. Ямбург. Фотография: edu.gov.ru
Сама школа росла как экспериментальная площадка с «адаптивной моделью»: она приспосабливалась к потребностям учеников, а не наоборот. Сейчас учреждение превратилось в многопрофильный центр с детским садом, коррекционными классами, гимназией и лицеем. Внутри есть даже собственный театр, кафе, парикмахерская и медицинские кабинеты.
— «Эффект солёного огурца». Таким термином Евгений Ямбург называет «воспитание средой». По его словам, школа должна иметь организованное пространство, а не просто чистые коридоры. Например, в его учреждении на стенах висят дружеские шаржи на преподавательский состав. Он отметил, что это иногда называли «подрывом учительского авторитета», однако директор выступает против глупой серьёзности.
Памятник Б. Окуджаве перед зданием учреждения. Фотография из личного архива Ямбурга, источник: «Российская газета»
— Ямбург заявил, что школа начинается с мест общего пользования. По этой причине он обращает внимания на организацию туалетов и столовых: по его мнению, цвет, интерьер и освещение — часть педагогики. Он добавил, что можно сколько угодно ругать детей за то, что они садятся на подоконник, но по-настоящему хорошим решением будет установить скамейку возле окна. Отдельно он отметил организацию кафе в школе: у детей появился безалкогольный бар, а свет в помещении приглушен, поэтому ученики разговаривают вполголоса и ведут себя тихо.
— Борьба с завистью и ненавистью. В школе Ямбурга есть парикмахерская, кузница, гончарка и ювелирка. Директор убежден, что каждый должен быть в чем-то «королем». Таким образом дети учатся полезным навыкам, даже если у них проблемы с оценками.