СМИ "ФОНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21 ВЕКА"

[Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-82417] 

Рособрнадзор о приоритетах на 2024/25 учебный год. Анзор Музаев отметил два основных направления работы

Рособрнадзором было проведено совещание с муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями по вопросам приоритетных направлений в сфере образования в 2024/25 учебном году.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил два приоритетных направления работы:
— оптимизацию числа контрольных и проверочных работ,
— снижение бюрократической нагрузки на педагогов.

Начиная с этого учебного года проведение ВПР нормативно закреплено и обязательно для всех школ и организаций СПО. Вместе с тем введены в действие нормы, регулирующие проведение иных контрольных и оценочных процедур в школах. По итогам проведенного Рособрнадзором анализа, проведение различных контрольных работ и тематических диктантов занимает до 35% учебного времени и более 60% времени внеурочной деятельности. Это сильно нагружало как обучающихся, так и педагогов.

В текущем учебном году в школах и колледжах будут проводиться только:
— закрепленные нормативно федеральные оценочные процедуры (всероссийские проверочные работы (ВПР),
— ВПР в СПО,
— национальные сопоставительные исследования (НСИ).
Важно отметить, что один обучающийся в течение учебного года будет участвовать только в одном из указанных мероприятий.

Проведение контрольных работ муниципального уровня запрещено, а на региональном уровне могут проводиться только оценочные процедуры, согласованные Рособрнадзором. На 2024/25 учебный год Рособрнадзор согласовал проведение 39 таких региональных мероприятий в 20 регионах. В основном они связаны с оценкой знания родных языков и владения функциональной грамотностью. Проведение иных оценочных процедур регионального уровня является неправомерным, и школы должны отказываться от участия в них и сообщать в Рособрнадзор, если им навязывают участие в несогласованных контрольных и проверочных работах. При этом за учителями сохраняется право проведения собственных контрольных работ, которые они сочтут необходимыми, чтобы сделать образовательный процесс более эффективным. Контроль за соблюдением введенных ограничений является одним из приоритетов для Рособрнадзора и региональных органов управления образованием с этого учебного года.

Основным ориентиром для школ должны быть результаты ВПР, которые нужно использовать для промежуточной аттестации обучающихся, и на основе анализа которых должна вестись работа по ликвидации имеющихся образовательных дефицитов и повышению качества образования.

Как отметил Анзор Музаев: «Разработчиками ВПР являются лучшие педагоги РФ, задания проходят федеральную экспертизу. Это стандартизированные материалы, которые соответствуют ФГОС. Это процедура, где по результатам внесенных в систему данных учителя и директора школ получают обратную связь, статистику и рекомендации, с которыми можно работать».

Рособрнадзор непрерывно ищет пути оптимизации содержания ВПР, чтобы сделать их как можно более релевантным оценочным инструментом, и по снижению нагрузки на педагогов, связанной с отчетностью по результатам ВПР, добавил он.

Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Владимир Старичков рассказал, что загрузка результатов ВПР с этого учебного года будет осуществляться школами с помощью специальной программы «Адаптер». Скачать ее можно на сайте ФИОКО или в личных кабинетах образовательных организаций в ФИС ОКО. Наряду с этим, в личных кабинетах появится раздел «Паспорт образовательной организации», который будет содержать основные данные об образовательной организации. Эти данные больше не будут запрашиваться у школ перед проведением ВПР. К тому же будет обновлен раздел аналитики для образовательных организаций, в котором будут представлены все результаты ВПР для каждой школы, их анализ с описанием имеющейся ситуации и рекомендации по ее улучшению.

Владимир Старичков рассказал и об изменениях в проведении ВПР в школах в новом учебном году. Изменились параллели участников ВПР: добавился 10 класс, а в 11 классе ВПР проводиться больше не будут.

В ВПР появятся новые предметы:
— литературное чтение в 4 классе,
— литература в 5-8 и 10 классах,
— информатика в 7 и 8 классах

В ВПР возвращаются иностранные языки для всех параллелей, участвующих в проверочных работах. При этом в иностранных языках в 2025 году не будет элемента «говорение», т.к. его реализация вызывала определенные сложности, которые мешали организовать проведение ВПР для целого класса в течение одного урока.

Для некоторых предметов изменилась продолжительность проведения ВПР. В 4 классах все ВПР будут проводиться в течение одного урока, русский язык во всех параллелях, кроме 10 класса, также будет проводиться за один урок. В целом проведение всех ВПР ориентировано на один или два урока. Сокращены сроки проведения ВПР в школах: в 2025 году они пройдут с 11 апреля по 16 мая.

Анзор Музаев также рассказал о работе по снижению бюрократической нагрузки на педагогов, принятых законодательных и нормативных актах, ограничивающих перечень обязательной для ведения документации, особо отметив важность обратной связи от педагогов в случаях нарушения их прав. «Нам нужна обратная связь, чтобы мы узнали о проблемах. Прошу учителей довериться нам и не бояться сообщать о нарушениях. Мы постараемся ни одного педагога не дать в обиду, если на него после обращения к нам будут давить. Нам нужно всем вместе навести порядок и сформировать иную культуру, связанную с бумажной нагрузкой и правами учителей», – заявил он. Отметим, что уже есть прецеденты, когда управленцы разных уровней лишались своих должностей после попыток преследовать учителей за жалобы на нарушение их прав.

Директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования Наталья Алтыникова напомнила, что существует горячая линия Рособрнадзора, на которую учителя могут сообщать о неправомерных действиях по навязыванию им избыточной документационной нагрузки. Также действует информационный канал «Школы. Бюрократическая нагрузка» на платформе «Сферум», где сообщается информация о предпринимаемых для сокращения бумажной нагрузки шагах и действует механизм обратной связи.

Кроме того, разработан чат-бот для «Сферума» «Помощник Рособрнадзора», с помощью которого будут приниматься обращения, связанные с бюрократической нагрузкой. В нем будут даваться автоматические ответы на часто задаваемые вопросы со ссылками на законодательные и нормативные акты, к которым можно апеллировать. В случаях нетривиальных ситуаций обращения будут направляться к ответственному специалисту в регионе. Если в течение месяца проблема, изложенная в обращении, не будет решена, и обратившийся с жалобой педагог это не подтвердит, к решению проблемы будет подключаться Рособрнадзор. Сегодня тестирование чат-бота запущено во Владимирской и Кемеровской областях, а со второй четверти этот опыт планируется масштабировать в рамках всей страны.

Участникам совещания также рассказали о проведении национальных исследований качества образования, новых подходах в определении школ с низкими образовательными результатами и работе с такими школами, новом оценочном инструменте «Индекс качества общего образования Российской Федерации», который заменит оценку качества образования в РФ с помощью международных сопоставительных исследований, апробировать который планируется осенью 2025 года.

Анзор Музаев обратился к регионы и муниципалитетам с просьбой не использовать результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР для рейтингования школ и педагогов. Он также сообщил, что Рособрнадзором в настоящее время отрабатывается концепция введения для школ отличительных значков «Школа с высокими и объективными результатами» и «Школа с объективными результатами», которые отмеченные ими школы смогут размещать на своих сайтах.

Фото: https://obrnadzor.gov.ru/

Просмотров: 839
Дата публикации: 20.09.2024 г.
Это интересно? Поделитесь информацией с друзьями: