[Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-82417]
На пленарном заседании Государственной думы в третьем, окончательном чтении принят законопроект, предполагающий обязательное участие Российской академии наук (РАН) в экспертизе школьных учебников, сообщает ТАСС. Ранее данная инициатива была внесена в Госуму группой сенаторов во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Изменения вносятся в законы «Об образовании в РФ» и «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон закрепит участие РАН в проводимой Минпросвещения РФ экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Это затронет программы начального, основного и среднего общего образования.
Лилия Гумерова, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, выступившая одним из авторов инициативы, отметила, что до 2019 года РАН проводила научную экспертизу учебников, в рамках которой осуществлялась оценка соответствия содержания учебников современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы. Из пояснительной записки следует: «За время проведения экспертизы ученые-эксперты РАН проделали огромную работу по улучшению качества учебной литературы, что повлияло на систему образования в целом. Сегодня, когда каждые пять лет происходит удвоение базы научных знаний, контроль за содержанием учебной литературы, насколько она соответствует современным научным представлениям, становится особенно актуальным. Не менее важной задачей научной экспертизы является поиск и исправление ошибок и опечаток, допущенных авторами учебников. Накопленный Российской академией наук опыт организации и проведения научной экспертизы учебников необходимо использовать и в дальнейшем».
Геннадий Красников, президент РАН, выразил готовность Академии наук активно участвовать в экспертизе в сотрудничестве с Российской академией образования, не просто анализируя содержание книг, но и учитывая состояние школьников. Он также выразил сожаление о том, что «
«Мы будем комплексно смотреть не только контент учебников, но и <…> дальше мы будем принимать во внимание, в состоянии ли еще школьник освоить этот материал, как это будет влиять на его психологию и здоровье, какие сопутствующие дисциплины даются, чтобы это также помогало освоить материал», — сказал глава РАН. Красников отметил, что у РАН есть для этого «практически все направления — это и психологи, и общественные, и точные науки, в том числе и медицинское отделение».
Фото: https://duma.gov.ru/