СМИ "ФОНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21 ВЕКА"

[Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-82417] 

Удовольствие идёт к нулю: о том, как экзамены лишают смысла.

Если спросить выпускников о пользе математики, её смысле как науки, мы получим не слишком уверенные ответы о развитии логического мышления, об успешной сдачи экзаменов и последующем поступлении в вуз, дающий право расти далее. Ученики не понимают влияния предметов на повседневную жизнь, мышление и общество в целом, для них некоторые дисциплины — либо путь на иной уровень образования, либо что-то  обязательно введенное в школе — соответственно, ненужное. Если прислушаться, можно часто услышать от детей очередное «Зачем мне алгебра, если я гуманитарий?»

В первую очередь точные науки, преподаваемые по строгому плану, лишаются изначальной цели: познание мира, более качественное мышление и творческое развитие. Под последним следует понимать всестороннесть каждого предмета. Во время Античности дисциплины становились своего рода философией. Почётность геометрии для древнего грека была неоспоримой, потому что она сама по себе интересна. Её многообразие, простота и вездесущесть ложится в основу мира, и изучение всех аспектов — искусство.

Примерно к такой же мысли подводит читателя в эссе «Плач математика» Пол Локхард — бывший сотрудник нескольких американских вузов. Он сравнивает алгебру именно с искусством, приводя важную и простую мысль: «А что было, если бы с тем же подходом преподавали композиторское дело? Со всеми методическими планами, сухостью, массовостью и обезличиванием?»

Для него математика — «музыка разума». Вся эта иллюзорная практичность, по его словам, не имеет ничего общего с реальностью. Попытки сделать уже и так интересную алгебру «интересной» превращаются в фарс: детям не требуется назойливая игровая форма на основе тех областей, которые им и так понятны. Вместо объяснения вполне простых и интересных гипотез, свойств и деталей мы углубляемся в задачи, где нельзя придумать решение самому, только следовать алгоритмам наподобие калькулятора.

Обычный компьютер находит ответ к примеру быстрее, чем ученик, но только человек может понять бесконечность числа &pi, его философичность и парадоксы. Придумать задачу куда сложнее, чем решить, и классы больше учатся второму, оставляя позади исследовательский процесс математики.

Усугубляется это всё и тем, что обучение чётко заточено под экзамены. Экономический блок в ЕГЭ с намёком на практичность на деле так же отдален от бытовой пользы математики, как и линейная алгебра. Однако сам логический подход, который используется даже при планировании маршрута домой, может помочь везде.

Часто точные науки рассматриваются как инструмент при вычислении, однако это не так: Локхард уверен, что математика «поэтична». Сам процесс изучения имеет в себе удовольствие. Подобно тому, как композитор при работе

подбирает ноты, алгебраист придумывает новые подходы, визуализирует методику, достигая ответа. Числа в голове из абстрактных единиц складываются в стройную систему — это и есть «красота математики». Не только фракталы и прогрессии, но и само мышление, применяемое в новой плоскости.

При этом очевидно, что такое «Творчество» в экзаменах не учтено. Если абитуриент, сдающий русский язык, имеет право выразить мнение и свою стилистику в сочинении, то для математики иной случай: свобода рассуждений

доступна только в последней задаче на логику, с которой, как и ожидалось, справляются немногие. 

Что могло бы изменить ситуацию? Прежде всего надо понять, нужно ли приукрашивать разделы точных наук через маску практичности и — при всём этом — забывать, для чего изначально появились эти дисциплины.

Важно помнить, что алгебра, геометрия и физика развивались для самого человека, его разума и познания мира, а не как инструмент в вычислениях. Все эти предметы не нужно преподавать «интересно» — они уже такие».

Автор статьи: Гильмиев Азат (при написании статьи использованы цитаты из эссе «Плач математика» Пол Локхард https://nbspace.ru/math/)

Просмотров: 2339
Дата публикации: 01.10.2016 г.
Это интересно? Поделитесь информацией с друзьями: