23 декабря мы рассказывали, как министр просвещения объявила о двух новых должностях старшего и ведущего учителя. По задумке властей, они займутся обучением молодых преподавателей и скоординируют работу внутри коллектива. Для новой должности учителю понадобится определенный стаж и квалификационная категория. Журналисты «МК» поговорили об этом нововведении с московской учительницей истории, которая проработала 25 лет в школе, — пересказываем главные моменты.
Фото: Елизавета Клушина
Реформы с одной целью
Преподавательница считает, что нововведение не поможет учителям. По её мнению, сегодня образовательные реформы перестали быть инструментом решения и превратились в самостоятельный процесс. Чиновники проводят их с одной целью: закрепить себя в иерархии и доказать собственную целесообразность. При этом педагогам нужна благожелательная обстановка: меньше изменений и стресса. Нынешние школы полностью лишились этого из-за постоянных и бессмысленных реформ.
Инструмент для управления
Как объяснила учительница, введение должностей — такая же имитация деятельности, как и предыдущие реформы. Она утверждает, что требования к каждому уровню не имеют разницу: простой преподаватель обязан «уважительно взаимодействовать с родителями», старший — «привлекать к жизни класса», ведущий — «вести активное партнерство».
Даже со старыми категориями учитель сильно зависел от других: доплаты за них выставляет школьная администрация. По этой причине преподавателям приходится быть лояльными руководству — только так.
Фото: yugopolis
О наставничестве
Преподавательница также раскритиковала пункт о том, что новая система вернёт наставничество среди педагогов. По её мнению, даже сейчас молодые и опытные учителя обращаются к коллегам за советом. При этом они могут поговорить с теми, кто близок им по логике, принципу работы или отношению к жизни.
Собеседница журналистов отметила, что каждый педагог индивидуален, поэтому легче всего попросить совет у близкого по духу коллеге. Однако с новой системой к молодым преподавателям приставят определенного человека — «хочешь не хочешь, получай наставления».
Институт наставничество в СССР. Фото: profiok
Польза или вред
Напоследок у преподавательницы спросили, на что похожа реформа, — удар по правам или помощь. Как отметила учительница, сложно ударить по тому, чего нет. Она добавила, что нововведение — это дополнительная уздечка в упряжи педагога. Ей трудно представить профессионала, который бы отнесся к этому положительно.