СМИ "ФОНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21 ВЕКА"

[Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-82417] 

Интервью с Людмилой Петерсон — автором легендарного учебника

Седьмого декабря в Минпросвещения заявили, что федеральный список учебников сократился на треть. Однако его изменили, прислушиваясь к рекомендациям педагогов и родителей. По этой причине в перечень вернули легендарный учебник по математике Л. Г. Петерсон.

Её методику неоднократно называли спорной, но в младших классах она дает высокие результаты: дети быстрее осваивают математику и лучше сдают ЕГЭ. Журналисты издания «Мел» взяли большое интервью у Людмилы Петерсон — пересказываем главные моменты.


Л. Г. Петерсон. Фото: mel

О деятельностном обучении
В конце семидесятых Петерсон попала в Институт психологии к Василию Давыдову. В это время она познакомилась с работами Эльконина, Гальперина и Занкова, а затем начала придумывать свою методику на основе деятельностного подхода. По словам Людмилы, принцип «затруднение — преодоление — победа!» лучше практики «объяснение — закрепление — контроль»: детям интереснее, их способности развиваются быстрее, а результаты — лучше. По этой причине она продолжила развивать методику деятельностного подхода — они и легли в основу легендарного учебника.


Фото: youla

О важности выбора
Родители школьников, которые учились по методике Петерсон, не раз жаловались на сложную программу и даже детскую травму. По словам Людмилы, главным принципом должна оставаться психологическая комфортность — она не зависит от учебника.

Её курс предполагает, что ребёнок выполняет домашнее задание за 15-20 минут. Это возможно благодаря тому, что все дети разные: кому-то  больше нравится решать задачи, другим — уравнения. Петерсон рекомендует давать задания с возможностью выбора: так ученик возьмет на себя только то, что ему по силам.

Людмиле важно, чтобы ребёнок самостоятельно открывал знания — это делает математику осмысленной и интересной. По её мнению, такой подход приводит к преимуществам на олимпиадах: ученик развивается по самостоятельному маршруту. Стоит отметить, что дети, которые занимались по методике Петерсон, и вправду показывают хорошие результаты на соревнованиях.


Примеры заданий. Фото: edufuture

О современных детях
Людмила считает, что дети сейчас не такие, как двадцать лет назад. Она привела статистику: по данным Фонда Развития Интернет, примерно 80% дошкольников используют планшет. Им сложнее объяснить, зачем нужно запоминать формулы, если даже в программе Photomath можно получить решение математической задачи с помощью камеры смартфона. По её мнению, школьники будут учиться не ради знаний, а ради удовольствия от процесса мышления.

О том, как помочь детям с математикой
Петерсон утверждает, что не встречала учеников, которых нельзя заинтересовать предметом. Трудности возникают даже не из-за сложности задач, а из-за «выученной беспомощности» у взрослых: часто родители паникуют и нервничают, если у школьника появляются проблемы. Это приводит к неуверенности и страху.

Чтобы прекратить страдания над домашней работой, надо изменить стиль общения с ребёнком: верить в него и осваивать деятельностный метод. Петерсон предлагает обратить внимание на четыре момента:

• Если что-то  не получается, то это — нормально. Ребёнок, который встретил затруднение, не должен расстраиваться. Наоборот: любая проблема должна мотивировать учиться. Надо поверить в ученика, использовать ситуацию для воспитания и задавать вопросы. Не нужно решать задачу за школьника, достаточно спросить: что известно, какие правила помогут найти ответ, как эти правила звучат, как их надо применить.

• Замечайте даже небольшие достижения ребёнка. Если у него что-то  по-настоящему получилось, фиксируйте на этом внимание и радуйтесь. Это дает силы преодолевать трудности.

• Создайте среду доверия без насмешек за отметки. Ребёнка надо не заставлять, а вдохновлять. Один из индикаторов, что все хорошо, — слова благодарности от ребёнка в духе «Мама, папа, спасибо, мне нравится обращаться за помощью».

• Не требовать больше, чем может ребёнок. Лучше сменить риторику с «ты обязан добиться» на «всё получится». Груз ответственности за успехи губителен, поэтому детей надо принять такими, какие они есть.
Просмотров: 3378
Дата публикации: 18.12.2018 г.
Это интересно? Поделитесь информацией с друзьями: