Дети, которые не справляются с математикой, обычно оправдываются фразой «это не моё». Общественность на такую позицию смотрит с двух сторон: одни утверждают, что деление на технарей и гуманитариев устарело, другие верят, что врожденные таланты существуют. Как на самом деле?
Исследователь биологической эволюции Александр Марков утверждает, что различие в уровне образования зависит на 30–40% от генов. Остальное — влияние среды и случайные изменения. Стоит также отметить, что родители с высоким интеллектом, как правило, контролируют окружение ребёнка: подбирают школы и кружки.
Василий Ключарёв. Фото: Mel
Нейробиолог Василий Ключарёв отмечает, что — согласно ряду исследований — приблизительно 70% успехов детей в математике зависят от наследственности. При этом он считает, что остальные 30% всё равно важны: даже склонный к наукам ребёнок вряд ли продвинется вперёд без хорошего преподавателя.
По его словам, ученики из Китая, Южной Кореи и Сингапура показывают выдающиеся успехи в математике из-за другого подхода. В Азии учителя верят, что важнее усилия, а не склонность к предмету, поэтому уделяют внимание каждому ребёнку. Например, из-за этого преподаватели занимаются углубленно и с девочками, и с мальчиками: как показывают результаты олимпиад, пол не влияет на таланты в технических науках.
Разница в успехах по математике среди девочек и мальчиков меняется от стране к стране. Фото: bingapis
Ещё один фактор — дискалькулия. Ребёнок с таким диагнозом лишен «чувства числа»: ему трудно умножать, считать, осознавать разницу между цифрами и определять время на часах. Предположительно 3-6% людей имеют эту особенность