СМИ "ФОНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21 ВЕКА"

[Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-82417] 

70% учителей хотя бы раз подвергались травле — почему об этом никто не говорит

В этом году ВШЭ провела опрос среди 2800 учителей из десятка регионов России — их спросили, как часто они подвергаются травле. 70% преподавателей хотя бы один раз сталкивались с агрессией по отношению к себе, 50% опрошенных — несколько раз за карьеру, а 6% — регулярно. Половина педагогов объясняет такое поведение у детей желанием возвыситься в глазах одноклассников.


 Скриншот с сайта mel.fm

Почему об этом никто не говорит
Эксперты издания «Мел» отмечают, что многим педагогам стыдно признаться в травле — им это кажется признаком профнепригодности. Исследование ВШЭ установило, что 23% преподавателей замалчивают такие инциденты. При этом только треть педагогов обращается за поддержкой к семье.

К тому же СМИ стали обсуждать вопрос травли в школах только недавно — после громких случаев насилия в 2017-2018 году. Опрос ВШЭ проходил как раз на фоне инцидентов в учреждениях.

Главные причины
Несмотря на то, что объектом травли может быть кто угодно, определенные преподаватели подвергаются нападкам чаще. Основные причины — нехватка опыта, внешний вид и профессиональное выгорание.


Травля может быть скрытой: в этом случае преподаватель чувствует постоянное напряжение в классе, слышит перешептывания и насмешки, а его слова не воспринимаются всерьёз. Фото: natpress

Например, Татьяна Волошко рассказывает, что её называли «жертвой фастфуда» и игнорировали замечания. Дети даже создали поддельную страничку в соцсетях, переписывались с педагогом в течение нескольких недель и пригласили на свидание — на него никто не пришёл. Когда она поняла, что это идея учеников, Татьяна ушла из школы. По её словам, на жалобы директор заявила, что это её вина.

Бывает и так, что учитель устаёт от работы и начинает относиться к себе слишком критично. В этом случае случайный смех в классе он проецирует на себя — особенно при низкой самооценке.

Ещё один фактор травли — поведение родителей. Они часто объединяются в мессенджерах: в таких хаотичных группах нет чёткого лидера, который бы контролировал беседу, поэтому обсуждение педагога или домашнего задания может перейти в обмен претензиями — вплоть до жесткой критики. Если ребёнок услышит от семьи пренебрежительное отношение к педагогу, то он с большой вероятностью скопирует такое поведение в школе.


Не замалчивайте тему травли — это только усиливает агрессию в обществе. Фото: hse.ru

Как избежать травли учителю
Установите доверительные отношения с возможными агрессорами: поговорите с ними в коридоре по какому-нибудь  поводу, поинтересуйтесь делами, предложите помощь. Дети положительно реагируют на внимание — это располагает к себе и снижает агрессию.

Травля, как правило, возникает в дисфункциональных группах — когда у класса нет общей цели. Постарайтесь найти локальные интересы, усильте сплоченность и взаимоуважение. Главное, чтобы это не вызывало скуку или отторжение: для этого подойдут интересные совместные поездки и командные задания.

Если вы молоды, попросите помощи у опытных преподавателей. Лучше всего вместе с ними провести урок — но так, чтобы это выглядело гармонично, чтобы оба учителя принимали участие.
Просмотров: 1164
Дата публикации: 21.11.2018 г.
Это интересно? Поделитесь информацией с друзьями: