[Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-82417]
Пять лет назад Александр Кузнецов — глава Ассоциации детских психологов — заявил, что около половины школьников России не хотят обучаться. По его мнению, связано это с неприязнью к учителю. Однако преподаватели, если проследить мнения в блогах и комментариях, считают, что и сами ученики изменились.
Этот миф опровергают успешные образовательные проекты. В 2016 году сайт Arzamas посещало 450 тысяч человек в месяц: среди них учителя, школьники и даже взрослые люди. Проект выпускает лекции по литературе и искусстве, публикует видеоролики, показывает историю в диаграммах и схемах.
Команда другого проекта — «Мел» — представила в прошлом году приложение Castle Quiz для смартфонов. Ученики отвечают на задания государственных экзаменов и захватывают игровое поле. Castle Quiz удалось попасть в список популярнейших приложений: ученики до сих пор соревнуются с друзьями.
Историк Юрий Сапрыкин, ведущий проектов «1917», «Карта истории» и «Полка», рассказал в интервью «Мелу», почему дети не интересуются историей. По его словам, учителя выработали одинаковые методики — «скучная повседневность». В его проектах всё иначе: события обретают контекст в виде маленьких интересных историй, их сопровождают иллюстрации, шутки и игровой формат.
Он предлагает преподавателям включить в урок пять моментов: видеоролики, дискуссии, обсуждение повестки, больше источников и «мемы» — шутки на популярные темы в виде картинок. Например, на уроке литературы можно показать, как выглядела железная дорога во времена «Анны Карениной», на обществознании — обсудить, как цены на нефть меняли общество в прошлом веке и сейчас, на алгебре — рассказать о «линкосе», искусственном «космическом» языке, который основан на универсальности математики.
Если ученик увидит, чем полезен его предмет, если он узнает, как египтяне применяли геометрию, а олово с солью повлияли на военную кампанию Наполеона, ему станет куда интереснее. Он запомнит программу, потому что не сможет забыть яркие истории.
Автор статьи: Гильмиев Азат.