Опытные преподаватели уже привыкли выступать перед классом, однако даже они совершают ошибки. Из-за этого ученики теряют интерес к материалу, иначе относятся к педагогу и отвлекаются. Рассказываем, на какие невербальные проявления нужно обратить внимание.
Кадр Александра Рюмина (ТАСС)
• Зрительный контакт. Не стоит удерживать взгляд на одном человеке или смотреть в учебник. Гораздо лучше смотреть на все ряды и каждого слушателя — так ученики почувствуют внимание учителя и будут тщательнее слушать урок.
• Спокойное лицо. Детям приятнее слушать заинтересованных преподавателей — тех, кто слегка улыбается и имеет спокойную мимику.
• Не забывайте о позе. Не нужно становиться боком или скрещивать руки — движения должны быть открытыми и плавными. Часто начинающие преподаватели совершают ошибку и постоянно трогают волосы, одежду, предметы на столе — этого лучше не делать.
Кадр Валерия Шарифулина (ТАСС)
• Будьте видны аудитории. Не стойте в углу кабинета или при плохом освещении. Перемещайтесь по комнате, чтобы общаться с конкретными учениками или оживить разговор.
• Помните об умеренной жестикуляции. С её помощью вы подчеркнёте важные фразы и тезисы, а также сделаете общение с классом глубже.
• Выступайте с эмоциями. Начинающие педагоги пытаются убрать их, однако из-за этого ученики теряют интерес. Эмоциональный рассказ — особенно во время гуманитарных дисциплин — поможет завлечь больше детей к активному участию в уроке.
Чтобы научиться всем этим приёмам, записывайте уроки на камеру. Так вы увидите, в каких моментах слишком нервничаете, неправильно жестикулируете или плохо расставили интонации в разговоре. Правильное поведение во время урока не только улучшит реакцию детей, но и сделает работу интереснее — ученики будут чаще отвечать на вопросы и охотнее высказывать мнение.