Интерактивный справочник по химии

О справочнике

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №11 с углубленным изучением отдельных учебных предметов"

Выполнил:
учащийся 11 А класса
МБОУ "Школа №11"
Константин Лукашкин
Руководитель:
учитель информатики
МБОУ "Школа №11"
О.И. Борзенко

Разработка интерактивного справочника с примерами решения типовых задач по химии для учащихся старшей школы

Современную жизнь нельзя представить без использования компьютеров. Компьютеры помогают нам проводить расчеты, оформлять различные документы, создавать виртуальные миры, заставляя людей поверить в их реальность и так далее. Можно утверждать, что человеческая деятельность в любой сфере уже частично или полностью компьютеризирована.

Ученые называют современное состояние развития цивилизации "информационным обществом". В этом обществе самым ценным товаром становится информация. Она становится главным фактором развития общества. Ценность интеллектуального потенциала человечества в том, что это неисчерпаемый ресурс. Чтобы занять в таком обществе достойное место, нужно готовить себя к жизни в информационном мире. Информатизация образования - это широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий необходимый уровень подготовки и эффективную социализацию школьников к жизни в условиях информационного общества.

Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами - в информационном обществе. Дает возможность и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования.

Информационная направленность учебного процесса в школе приобретает качественно иной характер обучения и воспитания учащихся, а именно: она более всего акцентирована на связь предмета информатики со всеми школьными предметами, на социальное, общекультурное и развивающее значение информационного образования.

Совершенствование образовательной системы, поиск путей повышения качества образования требуют нового подхода к проблеме преподавания дисциплин естественнонаучного профиля, в частности химии. Химическая наука включает в себя не только систему знаний, в современных условиях она должна стать основой формирования научного мировоззрения, заложить метод познания окружающего мира, научить учащихся самостоятельно добывать знания. Химическое образование базируется на принципах фундаментальности, непрерывности, взаимосвязи с другими науками, с новейшими достижениями и открытиями, а также с производством. Применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, необходимо и на уроках химии и биологии для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых школой задач.

Повышению уровня химического образования способствует применение современных информационных технологий. Компьютеризация позволяет автоматизировать процессы обучения и контроля знаний, хранить и предоставлять учебную информацию в нужный момент.

Интерактивные задачи по химии

По запросу "Интерактивный справочник по химии" в поисковых системах "Yandex" и "Google" появляются либо справочники-глоссарии, либо учебники в электронном виде, либо разбор задач в стандартном виде.

У современных учителей есть потребность в интерактивных справочниках с примерами решения типовых задач и существуют возможности создания таких справочников силами самих учителей и старшеклассников.

Все вышесказанное обосновывает актуальность данной работы.

В настоящее время существует противоречие между потребностью современной школы в разработке электронных учебных пособий для различных школьных предметов и их отсутствием. Те учебно-методические комплексы, по которым сейчас обучаются во многих школах, часто не соответствуют современным требованиям, предъявляемым обществом к образованию. Вместе с тем, есть возможность применения электронных учебников и других средств обучения, реализуемых с помощью информационно-коммуникационных технологий. Трудности состоят в том, что необходимые электронные средства либо еще не созданы, либо имеют недостатки, из-за которых их применение затруднительно.

Указанное противоречие определяет проблему исследования: необходимость разработки учебно-методических комплексов, включающих, электронные средства учебного назначения для изучения различных тем по химии и биологии и методические рекомендации по их применению на уроках.

Соответственно, предметом исследования работы является процесс внедрения средств информатики и информационно-коммуникационных технологий в преподавание химии в старшей школе, а объектом исследования - разработка интерактивного справочника с примерами решения типовых задач по химии и методики преподавания химии на базе информационно-коммуникационных технологий.

На основании вышеизложенного можно выдвинуть гипотезу о том, что использование интерактивных справочников при изучении химии и биологии позволит повысить интерес учащихся к изучаемым предметам в целом, повышать мотивацию учения и уровень обученности, облегчит подготовку учителя к уроку. Основная цель данной работы - разработка интерактивного справочника с примерами решения типовых задач по химии и биологии для учащихся старшей школы.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать методические подходы к изучению химии;
  • Проанализировать существующие учебно-методические комплексы по химии;
  • Разработать требования к интерактивному справочнику с примерами решения типовых задач по химии для учащихся старшей школы;
  • Разработать интерактивный справочник с примерами решения типовых задач по химии для учащихся старшей школы;
  • Разработать методические рекомендации по применению интерактивного справочника в учебном процессе;
  • Проверить эффективность внедрения интерактивного справочника в ходе педагогического эксперимента.

Для решения этих задач возможно применение следующих методов исследования:

  • изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме;
  • беседа с преподавателями и учащимися;
  • наблюдение за деятельностью учащихся 9-11 классов на уроках химии;
  • анкетирование учащихся;
  • опытно-экспериментальная апробация применения интерактивного справочника на уроках химии.
Решение задач
      Определение металла по характеристикам его взаимодействия с кислотой
           Теория задач
           Интерактивное решение
      Определение формулы химического соединения из не более 3-х химических элементов по их массовым долям
           Теория задач
           Интерактивное решение
      Определение объема составляющих газовой смеси по характеристикам смеси
           Теория задач
           Интерактивное решение
      Определение молекулярной формулы и молекулярной массы органического вещества по массовым долям и плотности по водороду
           Теория задач
           Интерактивное решение
      Определение формулы органического вещества по характеристикам его реакции сгорания
           Теория задач
           Интерактивное решение
Периодическая система элементов
Глоссарий
      Информация о химических волокнах
Интересные факты
О справочнике
На главную
 
МБОУ «Школа №11», г.Рязань, 2015